Когда я задумал написать эту статью, мне хотелось найти слово, которое емко опишет место Джона Гальяно в мире моды сегодня. Сначала мне пришло ‘Невидимка’, но потом я вспомнил кривой перевод книги Чака Паланика ‘Invisible Monsters’, которую почему-то тоже назвали ‘Невидимки’. Казалось бы - невелика разница, но на самом деле велика и даже очень.
По правде сходство не останавливается на одном названии. Сюжеты книги и биографии Гальяно тоже очень похожи, пусть и метафорично. Героиня Паланика (Дейзи Сэйнт Пэйшенс, Бубба Джоан… у нее много имен) работает моделью. Она очень устала от того, что все обращают внимание лишь на ее внешность. Ей хочется, чтобы кто-нибудь наконец увидел ее душу. Проблему она решает кардинально - берет винтовку и отстреливает себе челюсть. Так она становится ‘Невидимым монстром’ и прячет лицо за вуалью. В больнице она знакомится с ‘Её величество’ Бренди Александр - человеком, который являет собой воплощение моды (в контексте нашей статьи это важно) и который помогает ей начать новую жизнь.
Чувствуете сходство? У Гальяно тоже было все, но в 2011 году он ‘отстрелил себе челюсть’ и стал невидимым монстром.
28 ноября 2020 Джону исполнилось 60 лет. Большинство изданий умолчали об этом точно так же, как молчат про Гальяно уже почти 10 лет. Между тем, даже юбилеи моделей отмечают гораздо громче, но для меня (и думаю, это вполне обоснованно) человек, который создает, гораздо более значим, нежели тот, который показывает. Конечно, позировать, следить за фигурой и лицом - это тоже работа (и для кого-то нелегкая), но все, что нужно модели для успеха - правильно распорядиться своей внешностью, а показать внешнее гораздо проще, чем внутреннее (вспомните еще раз Дейзи Сэйнт Пэйшенс).
Путь дизайнера гораздо сложнее. Настоящий дизайнер - это состояние внутреннее, а разглядеть внутреннее может далеко не каждый - некоторые даже отстреливают себе челюсть, чтобы доказать миру, что чего-то стоят.
Примерно год назад - в конце ’19го журналисты подводили итоги десятилетия - перебирали якобы лучшие коллекции, вспоминали важные события, показывали зафотошопленные обложки, на которых любой целлюлит превращался в мышцы, покрытые сияющей кожей. Еще тогда мне казалось несправедливым, что никто даже между строк не упомянул Гальяно. Что ж, хорошо, пик его славы пришелся на девяностые-двухтысячные, но разве за 10 лет он ничего не создал?
Один его плащ с выложенным сеткой лицом девушки из коллекции spring 2017 couture мне запомнился гораздо больше всех вместе взятых коллекций Burberry, к примеру. У Burberry навскидку я вспомню ЛГБТ-friendly коллекцию с радужными флагами. У Gucci - моделей с дубликатами собственных голов на подиуме. Это десятилетие превратилось в годы хайпа (даже слово специальное придумали!), и пока все соревновались в количестве упоминаний в Instagram, Гальяно продолжал заниматься искусством и тихо-мирно поднимал продажи Maison Margiela.
Кстати, о Margiela. Тут напрашивается еще одна параллель с Палаником. Вспомните Бренди Александр. Чем не собственники бренда, которые помогли Гальяно начать новую жизнь? Кстати, символично, что на показах Maison Margiela моделям часто закрывали лица. Также поступили и с Джоном - он как бы есть, но его как бы нет. Человек-инкогнито, мистификация, которой когда-то был и сам Марджела.
Эта история доказывает еще один очень важный факт: слова журналистов не так уж и сильны. Люди голосуют рублями, долларами, юанями, кронами… люди голосуют какими угодно валютами, но они по-прежнему покупают одежду Maison Margiela, они не объявили Джону бойкот. Речь идет о людях с достаточно высоким достатком, которые следят за событиями в мире и прекрасно знают, как именно Гальяно отстрелил себе челюсть, но они не считают его невидимым монстром. 5 лет на посту креативного директора Maison Margiela - достаточно долгий срок, чтобы понять, что дела у бренда идут успешно. Таланта Гальяно достаточно для того, чтобы оставаться конкурентоспособным в эпоху хайпа. Те, кто боится о нем писать, кто не хочет сидеть рядом с ним на показах, кто не приглашает на вечеринки, просто показывают свою слабость - у них нет кое-чего важного, что не позволит сломать их репутацию - у них нет таланта.
Однажды в журналах (возможно, к тому моменту все они станут всего лишь онлайн-изданиями) снова напишут, что Гальяно - гений. Только не хочется, чтобы в очередной раз оправдалась пословица ‘что имеем, не храним…’.
Вспомнилась мне еще одна книга, точнее, цитата из нее. ‘Дорогие друзья, о как безнадежно ординары вы и круг, который вы представляете, и блеск и искусство ваших любимых имен и авторитетов. Единственно живое и яркое в вас, это то, что вы жили в одно время со мной и меня знали’. По-моему, неплохое описание для тех, кто сегодня так сильно молчит о человеке, который заслуживает этого молчания меньше всего.
фрагменты коллекций Джона Гальяно для Maison Margiela
Понравилась статья? Поделись ею с друзьями в соцсетях и подпишись на аккаунты B.S. в Instagram и Telegram, чтобы получать анонсы о выходе новых материалов и читать больше интересных заметок о мире моды
Comments