Демна Гвасалия всех уделал! Звучит, конечно, очень двусмысленно, но я - лишь о том, что после показов в Париже больше всего говорили о первой кутюрной коллекции Balenciaga за 53 года. Любопытно, досталось бы бренду столько же внимания, если бы это был уже не первый, а третий или пятый показ в новейшей истории?
Признаться, я не очень хочу разбирать одежду, хотя пару слов все-таки скажу, но сначала - о другом.
Демна Гвасалия оказался в довольно удобном положении - наследие Balenciaga позволило ему в очередной раз противопоставить себя многим дизайнерам. Все тщательно подбирают саундтрек, ищут локации и выдумывают что-нибудь эдакое, что запомнится зрителям. Демна провел показ в тишине - как и сам Кристобаль 50+ лет назад. Таблички с номерами моделей - казалось бы, такое простое и такое претенциозное решение, которое вновь подсмотрено в архивах. Ну и те самые шляпы, которые в Сети уже прозвали тазиками. Только Баленсиага действительно одевал их на моделей, чтобы придать образу некую утонченность, а вот Гвасалия ловко переоборудовал их в инструмент для фриковства. Представьте, что какая-нибудь знаменитость (обойдусь без имен - вы и так всё поняли) появится на красной дорожке в шляпе-тазике от Balenciaga. Обозреватели не пропустят и все будут в шоколаде - и Гвасалия, который ‘возродил’, и знаменитость, которая оказалась очень ‘оригинальной’, и, конечно, сам бренд, который плывет по волнам славы. Только вот Кристобаль, увы, перевернется где-то в темноте и холоде - сложно не зашевелиться, когда все, что ты считал красивым, превращается в инструмент для хайпа. Вряд ли он желал такой судьбы своему наследию…
Демна говорит, что люди воспринимают его как человека, который создает худи и кроссовки, хотя на деле он не такой, и как раз это он стремился показать кутюрной коллекцией, но постойте… Я вижу здесь то, к чему мы привыкли в коллекциях Ready-to-wear, перемешанное с архивами Дома и местами расшитое (ну кутюр же все-таки!). Я по-прежнему не понимаю, почему я или кто-то другой не должен воспринимать Гвасалию как кхм кхм кхм дизайнера, который любит оверсайз и специализируется на худи и кроссовках. У него есть Vetements, где он сделал ставку на спорт и вышел к миру именно с этим. Хорошо, я знаю, так бывает - в мечтах человек представляет, как восседает на золотом троне и ему рукоплещет мир, а на деле он оказывается на пластиковом табурете, но мир все равно ему аплодирует - просто путь к славе оказался иным, да и слава как-то не та…
Вспомните Мурата Насырова, который писал ‘Ты - это я, я - это ты, и никого не надо нам’, а зрители все хотели танцевать под ‘Мальчик хочет в Тамбов ты знаешь чики-чики-чикита’. Вспомните Марину Хлебникову, которой ‘Истина, ты словно пуля у выстрела - так проста и немыслима’ было гораздо ближе, чем ‘Чашку кофею я тебе бодрящего налью’. Тем не менее, и Мурат, и Марина уже после главных хитов нашли возможность выразить себя. Да, до многих так и не дошло, что ‘Мальчик хочет в Тамбов’ - это касса, а не душа, но лично я иногда включаю ‘Ты - это я, я - это ты’, а ‘Мальчика’ могу просто не переключить, если заиграет по ТВ. Если кому-то откликается так же, значит, музыкант все-таки нашел своего истинного слушателя.
Ну а где же Демна Гвасалия? Где он настоящий? В Vetements с худи и кроссовками? Или в Balenciaga со шляпами-тазиками, которые достались ему в наследство от Кристобаля? Пока я вижу кассу и даже почти что слышу, как звенят монеты (да что там, я слышу целый печатный двор!), но я по-прежнему не вижу Дизайнера, который искренне ищет путь к своей аудитории.
И самое удивительное - Гвасалия настолько популярен, что уж кому-кому, а ему вообще не обязательно играть по правилам Дома и делать одежду в стиле основателя. Это Клэр Уайт Келлер в Givenchy нужно было превращать свои ладони в руки призраков, ведь ее личные экзерсисы мало кого интересовали. А вот Демна мог разойтись и показать себя. Вот он - чистый лист, полный карт-бланш, площадка для искусства - того самого искусства, которое (по его же словам) живет в нем и которое не о худи и не о кроссовках. Никто бы не обиделся, если бы не увидел тазики на головах, потому что никто их и не ждал. Никто вообще не ждал никакого кутюра от Balenciaga - уж очень отвыкли за 50 с лишним лет. Можно было взять любую ноту - хоть минорную, хоть мажорную - пространство позволяло, а популярность Демны обеспечивала страховку от провала.
Что касается одежды, то я напомню, что Haute Couture - это до 6 000 часов ручной работы, личные встречи с дизайнером, долгое ожидание заказа (вплоть до 1 года), 5-10 индивидуальных повторов по всему миру и цена, которая начинается от 10 000$.
Стоит ли так долго ждать и так дорого платить за серый свитерок с белой футболкой и синими джинсами? Да и вообще, почему бы не зайти за ними в ближайший массаркет или в магазин готовой брендовой одежды, где и джинсы можно найти с посадкой получше, и свитер поизящнее. Смысл ведь не в том, что джинсы будут сшиты из тканей, сотканных на древних станках. Какой в этом толк, если по правде они не лучше и не хуже самых современных разработок?
За свитером, кстати, можно и к мастеру обратиться, чтобы связал на заказ. Лично я знаю много людей, которые превосходно справятся с задачей и сделают его хоть из кашемира, хоть из пуха ангорской козочки, но почему-то они совсем не заявляют, что занимаются искусством, а скромно говорят, что просто умеют. Покажу им при встрече современный Haute Couture от Balenciaga - идею, конечно, вряд ли подам, но хотя бы самооценку подниму.
Понравилась статья? Поделись ею с друзьями в соцсетях и подпишись на аккаунты B.S. в Instagram и Telegram, чтобы получать анонсы о выходе новых материалов и читать больше интересных заметок о мире моды
Comentários